Паломникам Свято-Троицкого Никольского мужского монастыря


Приглашаем православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.


Руководителям паломнических групп необходимо заблаговременно позвонить в монастырь по телефону, для получения благословения на посещение обители. Паломников принимаем исключительно по договоренности.

Адрес: 601460, Владимирская область, Гороховец, ул. Пролетарская, 12

Телефон: 8 (49238) 2-12-73

Телефон: 8 (910) 878-90-18

Координаты: 56.20374, 42.67407

Email: nikolskiy-12@mail.ru

Монастырь открыт: с 6.00 до 22.00 ежедневно


ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В МОНАСТЫРЕ

Дорогие братья и сестры! Будем помнить, что монастырь – это особый мир, порядок в котором поддерживается соблюдением определенных правил. Укажем лишь на самое необходимое, что нужно соблюдать паломникам в монастыре:

1. Посетители должны иметь уважение к монастырю и не позволять небрежного, непочтительного отношения к братии и труженикам обители.

2. Перед входом в храмы мобильные телефоны следует отключать, к началу богослужения приходить своевременно, без опозданий, для того, чтобы приложиться к иконам и поставить свечи заранее. В храме ради молитвенного настроения важно хранить тишину, не разговаривать.

3. Всем паломникам необходимо помнить, что в обители всё делается только по благословению игумена, а в отсутствие последнего – старшего из братии.

4. Фото и видеосъёмка за богослужением, в храмах, в трапезной и на всей территории обители без благословения монастырского начальства строго запрещена.

5. Очень важно сохранять скромный и приличный полу внешний вид. Одежда должна быть не броская и целомудренная. Женщинам прилично быть одетой в юбку длиной ниже колен, с прикрытыми грудью, руками и головой. Мужчинам недопустимо приходить в святую обитель в бриджах, шортах, майках. При входе в храм мужчины должны снять головные уборы, а женщины покрыть голову платком.

6. Необходимо соблюдать чистоту на территории монастыря, не бросать мусор на землю.

7. Запрещается заходить в братские корпуса и другие монастырские здания, кроме случаев, когда на это есть благословение монастырского начальства.

8. Категорически запрещается: курить, сквернословить, употреблять спиртные напитки на территории монастыря, равно как и появляться на территории монастыря в нетрезвом виде.

9. В связи с внутренним распорядком обители прием групп без предварительного согласования может быть ограничен.

10. Запрещается проводить экскурсии экскурсоводам туристических фирм и частным лицам. Экскурсии проводятся только экскурсоводами монастыря.

11. По благословению Наместника монастыря, сопровождение групп паломников или туристов по территории монастыря и ознакомление с его святынями проводятся только представителями Обители, без которых хождение туристских и паломнических групп по монастырю запрещено. Заказ экскурсий по телефону: 8 (910) 878-90-18

12. Священнослужители, желающие остаться на ночлег в стенах обители, помимо договорённости по телефону, должны иметь при себе соответствующее удостоверение.

13. В случае острой необходимости паломники могут быть привлечены к необременительным послушаниям.

14. Возникающие вопросы необходимо разрешать с настоятелем монастыря лично.

В случае несоблюдения правил поведения, установленных в монастыре или совершение поступка, несовместимого с внутренними установлениями монастыря, паломники выдворяются из обители.


Сообщайте о чудесных случаях благодатной помощи по молитвам к Свт. Николаю от его чудотворной иконы. Письма направляйте на адрес монастыря или по электронной почте.


Пожалуйста, поделитесь своим опытом проживания в городе Гороховец во время паломнических поездок (напишите письмо на наш почтовый адрес или на электронную почту: nikolskiy-12@mail.ru

+Методическая разработка  экскурсии СВ.ТРОИЦЕ-НИКОЛЬСКИЙ мон. ГОРОХОВЕЦ.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ

Тема: «СВЯТО – ТРОИЦЕ – НИКОЛЬСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ. ИСТОРИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЕ»

 

Маршрут: ( в пределах  Св. Троице-Никольского мужск. монастыря г. Гороховца)

Место встречи - Парковочная площадка перед главным входом в монастырь  - Св. Троице - Никольский Собор – Колокольня  Св. Троице - Никольского Собора – Церковь прп. Иоанна  Лествичника – Смотровая площадка – Остановки: у Часовни на месте Покровского Храма и Часовни – Кивория П.П. Кожина – При выходе из монастыря прохождение с наружной стороны кирпичной монастырской ограды  (XVIII в.) к западной  стороне  – Парковочная площадка перед главным входом в монастырь. (К месту стоянки автобуса)

Вид экскурсии:

а) по содержанию - обзорное знакомство с историей, архитектурой, святынями и рассказ о возрождении обители после 1993 года.

б) по способу передвижения – пешеходная

Продолжительность: а) общая – 60 - 80 минут

Протяженность маршрута: ~

Состав экскурсантов: туристические группы

Автор-разработчик: иеродиакон Нафанаил (Стрельников)

ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ: Ознакомить экскурсантов с историей, архитектурой, монастыря, историей храмов – памятников архитектуры, святынями. Познакомить с устройством и назначением христианского Храма, ролью и значением монастырей.

Таблица 1

Методическая разработка экскурсии

 

Маршрут

Место остановки

Объект показа

Продолжительность показа

Наименование подтемы и основные вопросы

Организационные вопросы

Методические указания (логические переходы)

1

2

3

4

5

6

7

 

1. Вступление.

 

К месту встречи с группой

 

Сбор Парковочная площадка перед главным входом в монастырь

             -----

 

5 мин

 

Вступительная беседа: а) знакомство с группой,               б) Цель любого паломничества и нашего посещения                 Св. Троице-Никольского  монастыря. (цели и задачи)                   в) тема экскурсии, ее продолжительность,.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ознакомить с правилами посещения монастыря и порядка передвижения, расположения на местах остановок (оставление мест для прохода), мер безопасности и порядок задачи вопросов (в конце экскурсии).

 

 

а) Начинать без движения

в) Предложить группе расположиться полукругом не более чем в два ряда, при этом центр группы необходимо обратить к парадным воротам монастыря и надвратной иконе святителя Николая. (только на северной стороне входа)

 

2. Основная часть

 

Вход в монастырь, Святые врата→

 

 

I. Перед коваными вратами

 

 

 5 мин.

 

а) Об помощи и защите  Святителя Николая и связь с ним надежды на помощь и защиту от врагов. Традиционные места его размещения. Кратко, о чудесном заступлении Святителя в 1539 году от хана Саип-Гирея в образе  величественного воина на Пужаловой горе.

в) Кратко о значении крепости. Сложности изготовления кованных изделей из метала в те времена и о реально практическом знаачении.

 

 

 

Краткий рассказ об иконографии образа.

Троекратное крестное знамение с поклонами перед входом.

Монастырь-крепость.

 

 

 

Предложить пройти в монастырь. Остановка перед вратами и предложение женщинам покрыть головы и повязать платки тем, у кого нет длинных юбок и платьев (в особенности в тёплое время).

Между  воротами монастыря

→ Двор монастыря, ворота с внутренней стороны

II.Между  и воротами обители и Троицким Собором (тротуар)

 

Кратко – анонсом обращая внимание на наружний облик Св.Троице-Никольского Собора.

 

 

 

 

 10 – 12 мин.

 

 Кратко историю города (от сменивших фино-угров славян, основания детинца и до основания монастыря)

 

 

 

 

 

Группа располагается лицом к храму, на небольшой площадке, чтобы было видно храм. Дать время на фотографирование

 

Следуя к Собору.

Кратко – анонсом обращая внимание на наружний облик Св.Троице-Никольского Собора. Архитектура.

 

 

 

 

 

В случае необходимости предложить до 10 мин. на посещение туалета.

 

 

 

 

 

От двора  монастыря перед Собором (с видом на наружний фасад) →

→ Троицкий Собор → Колокольня (внутри)

 

II. 1. Летний Троицкий Храм (верхний)

2. Колокольня (внутри)

3.Зимний Никольский Храм, (нижний)

 

Св.Троице-Никольский Собор.

1. Летний Троицкий Храм (верхний)

2. Колокольня (внутри влетнее время)

3.Зимний Никольский Храм, (нижний)

 

 

 20 мин

 

1.История постройки деревянного храма в лоне детинца.

  2. Набеги монгол, черкесов. (последствия – восстановления)

 3. История постройки каменных уже строений.

 4.Особенности архитектуры и  постройки Собора , Колокольни ставшими обрацом стиля этой местности.

 5. Особенности архитектоники (обеспечивающие хорошую акустику) и остатки аутентичных предметов интерьера. (кованые ворота Троицкого храма)

6. Кратко о наличии частиц мощей и местных случаях чудесных исцелений от икон. (Пантанаса (верхн. храм), Скоропослушница внизу)

7. Кратко (в Никольском  храме) у могилки схиигум.Алексия, кто и какие понёс труды по восстановлению. О неудачном демонтаже  «воздушых связей», удерживающих купольный свод и обрушении сводов в годы гонений.

8. Рассказ об истории постройки  Колокольни, архитектурные параметры, история восстановления (ремонта) колокольни и колоколов.

Группа располагается лицом к храму.

При расположении группы обеспечить сохранение прохода для насельников и работников монастыря.

Проследовать (по возможности) на колокольню.  Дать возможность осмотреться и пофотографировать.              Предупредить о соблюдении безопасности.

 

Из портфеля экскурсовода показать фотографию храма в годы гонений. Экскурсионная справка, объяснение.

Внутри храма приложиться к святыням.

 

Дать историческую справку о спонсорах – попечителях.

→ От Троицкого Собора (Никольского Храма, (внизу)

→ Некрополь. → Подножие Колокольни.  →   Настоятельский корпус.          

 

IV. (краткие)

1.Некрополь.

2. Подножие Колокольни.

3.Настоятельский корпус.

 

 

 

 

1.Некрополь.

2. Колокольня.

3. Настоятельский корпус.

 

 

 

  

   20     мин.

1.       История захоронений.

2.       Наружняя архитектура колокольни.(уклон – местная «пизанская башня»)

3.       История постройки Настоятельского  корпуса.

  4. Воскресная школа для детей и взрослых, трапезная, (краткая справка).

 

 

 

Группа располагается  в притворе храма полукругом.

 

Дать исторические справки об рассматриваемых оъектах.

 

От Настоятельский корпус. → На смотровую площадку. →

Северная сторона

 Церкви Иоанна Лествечника →

 

V. На смотровой площадке.

 

Вид на посад, Клязьму.

Обозреваемые сверху монастыри и храмы.

 

15 мин.

 

1.Археологочески подтверждённые остатки фортификационных укреплений крепости.(детинца)

2. Краткая история обореваемых Сретенского монастыря, Знаменского (бывшего скита обители), Собора и церквей.

3. История основания Георгиевского скита.

Возобновление монашеской жизни, братия, виды хоз.деятельности.

Группа располагается полукругом лицом к городу.

Дать возможность осмотреться и пофотографировать.

 Начало движения к Церкви Иоанна Лествечника  одновременно с началом рассказа о ней.

 

Из портфеля экскурсовода показать фотографии до 1917 г. Города и Храмов.

 

 

 

 

 

 

От смотровой площадки. →

Восточной стороной  к  лицевой части Церкви Иоанна Лествечника 

 

 

 

 

 

 

VI. 1.У лицевой части Церкви Иоанна Лествечника.

2.В притворе Церкви.

На месте кирпичного арочнго входа. (демонтаж в 2006?)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Фасад Церкви Иоанна Лествечника.

2.Внутреннее убранство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Наружняя архитектура, история постройки Церкови Иоанна Лествечника, трапезной.

2. Частица  прп.Серафима в иконе, формальная приписка к числу братии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа располагается полукругом лицом к объектам.

 

 

 

 

От Церкви Иоанна Лествечника → Часовне на месте Покровской Церкви→ К Часовне – Киворию П.П.Кожина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От Часовен →  К Южному входу, на парковочную площадку.

 

VII. У Часовни.

У Кивория.

У некрополя.

У Место Преображенского притвора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Площадка у Южного входа.

 

Часовня  на месте Покровской Церкви

 Часовня – Киворий П.П.Кожина.

 

Остатки некрополя.

Место Преображенского притвора.

 

 

 

 

 

 

Внутренняя сторона монастырской кирпичной ограды с башенками. ( XVIII в.)

Наружная сторона монастырской кирпичной ограды с башенками

 

 

15 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-5 мин.

 

1.История постройки и разрушения Покровской Церкви. Братских корпусов.

2. История постройки Кивория. Личность П.П. Кожина. Разорение.

3.Игуменско-братский (гостевой) корпус. Монастырский сад.

4.История возобновления монашеской жизни в обители и восстановления. (купола, иконостасы, возвращение икон).

 

 

 

 

 

 

 

1.История постройки монастырской кирпичной ограды с башенками. ( XVIII в.)

2. Кованые ворота.

 

Группа располагается полукругом лицом к объектам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа располагается на площадке перед Южным входом, При рассказе о стене и башенках развернуться группе в направлении.

 

 

Из портфеля экскурсовода показать фотографии  Покровской Церкви. до 1917 года , во время разбора в 30-х годах.

Показать фотографии  процесса восстановления в 90-х.

3. Заключение

 

От западной ограды → на парковочную площадку.

 

 

 

1-5 мин.

 

Отвечаю на вопросы.

Пожелание милости Божией и молитвенной помощи Божией Матери и Святых угодников, укрепления в вере, а не пришедшим к ней – обретения её.

 

Краткий итог и пожелания. Предложить посетить открытые храмы и иконные и книжную лавку монастыря.

Богослужения в обители. Св. исочник у подножия.

 

 

 

Контрольный текст экскурсии.

Введение

Уважаемые братия и сестры!

Позвольте поприветствовать вас у стен одной из старейших православных обителей здешней Гороховецкой земли – Св. Троице-Никольского монастыря!

 Имя моё иеродиакон Нафанаил. Я являюсь насельником данной обители,  и сегодня мы с вами заглянем вглубь связанных с монастырём событий четырёх веков,  вести о которых Промыслом Божиим, дошли до нашего времени. В течение 1-1,5 часов мы совершим паломничество в эту чудесную святыню нашего Отечества, намоленную многими поколениями наших благочестивых предков, в завершение, которого я постараюсь ответить на ваши вопросы.

Нам с вами стоит знать, что паломничество преследует сразу несколько целей. Оно дает людям возможность прикоснуться к святыням, помолиться, и в этом смысле - паломничество является частью религиозной жизни людей. Через паломничество проявляется наше религиозное чувство. И в плане укрепления веры, благочестия паломничество имеет очень большое значение.

Посещая исторические места, связанные с проявлением святости, поклоняясь этим местам, мы узнаём историю. Поэтому паломничество очень важно с точки зрения религиозного образования, и вместе с этим оно ещё содействует общению людей разных сословий. А многие люди, оторванные от Церкви, через соприкосновение со святыней в местах особого пребывания Бога, обретают спасительную веру, открывающую путь к вечной жизни.

Паломничество – это ещё и душевное, а вслед за ним и телесное целительство от самых тяжких заболеваний по вере страждущих и их ближних, что в особенности в последнее десятилетие не раз милосердием Божием даровалось таковым в молитвенном прошении перед святынями этого древнего монастыря.

Гороховецкая земля хранит богатейшее наследие прошлого. Древнейшее поселение России, которое берет свое начало в XI веке  — является средоточием красоты и гармонии. Рассказ о монастыре и его истории, ни как не представляется возможным, в контексте от истории основания города. Поэтому, кратко, но всё же  я раскажу об истории  основания города.

 В топонимике города есть Ужова гора, Лысая гора, Никольская гора, Пужалова гора, Поповская гора, Гребенская и Швивая горы (склоны Никольской горы). Так, Лысая гора возвышается над Клязьмой почти на 100 метров; сегодня это памятник археологии федерального значения: здесь были обнаружены артефакты I тысячелетия нашей эры и городища «дьякова типа» представителей финно-угорского племени меря, обитавших на Владимирской земле до появления здесь славян.3796R_Gorohovec._Vid_na_Grebenskuyu_goru..jpg

Первые славяне, потомками которых можно считать коренное на­селение Гороховецкого района, появились на его территории в XI веке. Многие исследователи считают, что Гороховец был задуман владимиро-суздальскими князьями как пограничная крепость и по­явился на карте княжества, вероятно, после 1107 года, во времена Юрия Долгорукого. С 1158 года Гороховец является десятинным го­родом, доходы с которого шли на содержание Владимирского Успен­ского Собора (1158-1160 гг.). В силу этого Гороховец в то время называли «градом Пресвятой Богородицы», о чём свидетельствует  Лаврентьевская летопись.23097294.jpg

Первоначальное ядро города составлял «детинец» _ это синоним слова кремль, расположен­ный на Никольской горе. Тут же была построена деревянная церковь Николая Чудотворца. Высота земляных валов вокруг «детинца» до­стигала пяти метров, с севера — естественная преграда реки, с за­пада — глубокие овраги. Никольская гора (крутой мыс правого берега Клязьмы) на 70 метров возвышается над уровнем реки. В то время город был сильной погранич­ной крепостью на юго-востоке Владимиро-Суздальского княжества.

В двенадцатом и тринадцатом веках через Гороховец ходили из Владимира в военные походы, ездили торговать в далекие и неизвест­ные страны. Но после сожжения города татаро - монголами в 1239 году, во время легендарного нашествия, жизнь в нем замирает. В пятнадцатом веке город уже принад­лежит нижегородскому, а затем московскому князю и числится цен­тром волости.

В 1521 году на него совершили набег татарские отряды хана Мухаммед-Гирея. Город и окрестности в очередной раз были разорены.

В 1539 году уже казанские татары под предводительством хана Саип-Гирея вновь оказались под стенами Гороховца и начали его осаду, но, как повествует легенда, над горой в лучах заходящего солнца появился исполинского размера воин с мечом в руках. По одной из версий этот воин выглядел, как изображается Святитель Николай Можайский. Враги в панике отсту­пили. Гора с той поры называется Пужаловой. Эта возвышенность, отделенная от древнего «детинца» глубоким оврагом, сейчас зарос­ла вишневыми садами.

Уже позже, в тяжелые годы «смутного времени» Гороховец в полной мере проявил свою преданность родине. В декабре 1608 года гороховчане, не колеблясь, встают на сторону законного правительства и по примеру нижегородцев принимают твердое решение бороться с изменниками-боярами и польскими захватчиками. В октябре 1611 года нижегородский староста Козьма Минин призвал собирать ополчение и предложил в его руководители князя Дмитрия Пожарского, который после ранения находился в вотчинном селе Нижний Ландех около Гороховца. В составе ополчения гороховецкий отряд одним их первых присоединился к ополчению и прошел от Нижнего до Москвы, где осенью 1612 го­да участвовал в освобождении стольного града от польских интер­вентов.

В 1619 году Гороховец постигло последнее тяжелейшее испытание. В результате вынужденного так называемого «Деулинское перемирия»,  по которому Русь потеряла Смо­ленские, Черниговские и Новгород-Северские земли, отдельные от­ряды украинских казаков (черкасов, по городу Черкассы; «черкесы», как говорили в народе) из войск королевича Владислава разграби­ли и сожгли Гороховец. Надо сказать, что уже с конца XVI века основное население Гороховца жило в посаде, а в крепости на горе находились лишь храм Николы Чудотворца и казармы - «клетники», куда посадчане перебирались лишь в период военных действий. После нападения «черкесов» крепость на горе утратила функции приграничной, а городские деревянные укрепления постепенно ветшали и разрушались. Такой путь прошел Гороховец от первого татаро-монгольского нашествия в тринадцатом веке до потрясений и разгромов в первые десятилетия семнадцатого века.

В семнадцатом веке город переживает бурный расцвет. В это же время начинает складывать­ся удивительно гармоничный монастырско-приходской ансамбль, который сохранился почти неизменным и до наших дней.

Из донесения строителя монастыря Агафодора: «Начало Го­роховского Николаевского монастыря надобно полагать в начале (?) царствования царя и великого князя Михаила Федоровича в  1620 году или непременно в конце оного 1643 года. Это вид­но из писцовых книг, хранящихся в думе Гороховца, в которых написано (можно опустить): «...прежде на том месте, где ныне находится мо­настырь, был древеный самый город Гороховец, и тот город сожг­ли черкесы, следовательно, до 1620 года монастыря еще не было. Далее видно из описи монастыря 1760 года, что во  1619 году уже хранились в ризнице монастырской выписи из пис­цовых книг на владение угодий оному монастырю.  Из того следует, что монастырь был выстроен вскоре по сожжении города, несомненным, впрочем, остается то, что в 1643 году чрез тридцать лет от сожжения города уже монастырь начало свое восприял»

(Доношение строителя Николаевского монастыря Агафодора о времени основания монастыря. ГАВО, 1840 г.)

«По переписным книгам 1646 года Гороховец имеет следующий вид: «...периметр валов крепости составлял всего 242 сажени (516 м.) да в осыпи, что бывал внутри города шатровый Храм ружный Николая Чудотворца (Ружная церковь — это храм, не имеющий прихода и земли, её притч получал не плату за требы с горожан, а фиксированное жалование — «ругу»)  и на том месте ныне церковь Живоначальной Троицы с пределом Николая Чудотворца верх шатров, по грамоте царя Михаила Федоровича учинен монастырь...»post_5bb32de69c950.jpg

Ещё до создания Соборного уложения  1649 года, категорически запрещавшего  монастырям, покупать, брать в заклад, принимать по «душам в вечный поминок» вотчины, Николаевский монастырь успел получить в собственность землю с 76 крестьянами, что давало возможность безбедно существовать. (Историческая справка: Один мужик приносил 1-3 руб. в год. От 76 крестьян был доход ~ 150 руб. / тогда 7 коп. стоил  каравай = 1 кг. хлеба. Весь год 6 человек братии можно было кормить буханкой в день каждому.)

    Итак, в 1643 году по грамоте царя Михаила Федровича и благословению патриарха Иосифа, иждивением и трудами посадских людей был построен первый деревянный ещё монастырь.

 

  Логический переход.  Первым объектом нашего осмотра будет  Св. Троице-Никольский Собор.

В семнадцатом веке начинается «золотой век» Гороховца. В это время Гороховец являлся административным центром уезда, статусы Владимира и Гороховца были одинаковы. Благодаря введению в 1667 году «Новоторгового устава», (дающего государственную поддержку и различные свободы в торговле) торговый и ремесленный люд города стал быстро преуспевать. Это естественно стало началом преображения Гороховца, начинается строительство первых каменных зданий, делаются богатые пожертвования купечества на строительство монастырей и храмов. Прошли не более шестидесяти лет после разорения 1619 года, и на небольшой городок с двумя тысячами жителей уже приходилось три монастыря и всех церквей — десять. (Включая приходские)3779R_Gorohovec._Novye_torgovye_ryady..jpg

В 1686 году июля в 21 день, «гостиной сотни торговый человек» Семен Ершов, в ответ на свою челобитную о постройке каменного Собора взамен пришедшей в ветхое состояние церкви деревянной, во имя Живоначальныя Троицы и Николая Чудотворца, получает благословение и «Грамоту патриарха Иоакима в Гороховской Николаевский монастырь» и приступает к строительству.

Нужно сказать, что гороховецкие купцы приглашали лучших каменных дел мастеров, поскольку при строительстве нужны были скорость и качество. По сведениям имеющихся в описях разных лет Собор был построен ранее, а именно в 1681году, эти разночтения связанны с некоторой неподтвержденностью официальных документов.

В результате возник изумительный по своей красоте архитектурный ансамбль, в котором доминирует Троице — Никольский Собор. Уже 13 июля 1689 года, после постройки Собора, патриарх Иоаким даёт свою грамоту в Гороховской Николаевский монастырь на освящение храма.

На высоте 120 м над уровнем реки Клязьмы — величие русской красоты во всем его облике, словно не мастерами построенный, а самой природой рожденный, плывет этот «корабль спасения» по небесному своду.3786R_Gorohovec._Vid_s_Klyazmy_v_razliv..jpg3793R_Gorohovec._Iz-za_reki_Klyazmy_Kameshnik....jpg

Дорожка, ведущая от врат к первой каменной постройке монастыря — Троице-Никольскому Собору, упирается в сильно выдвинутое на юг крыльцо храма с «рундуком», (большой ларь с поднимающейся крышкой), имевшее в свое время шатровое завершение. Грузные столбы крыльца, изукрашенные ширинками, (декоративная прямоугольная впадина в стене, в которой могли быть изразцы), устойчивые широкие арки хорошо сочетаются с монументальной формой храма. Крыльцо с пристройкой зрительно уравновешивается до предела упрощенным, почти прямоугольным объемом апсид (выступ здания), а выступу крыльца отвечает выдвинутая на север колокольня. Такое устойчивое взаимоуравновешенное построение в плане нарушается в объемно-пространственной композиции, приобретая живописность и динамическую заостренность. Центричность, как бы специально противопоставляется мастерами динамически нарастающей композиции, развивающейся по оси «юг-север», от ползучих арок крыльца и наклонной кровли к вертикали колокольни. Основной кубический объем поставлен на подклет, (нижний этаж деревянного или каменного дома.) в котором находилась теплая церковь Святителя Николая Чудотворца. Во втором «апартаменте» (большое парадное помещение.) размещался холодный храм во имя Пресвятые Живоначальные Троицы. Церковные окна обрамлены тонкими, почти иллюзорными линиями наличников, с килевидным и зубчатым завершением, еще больше подчеркивающими массивность стен. Только нарочито правильное расположение окон, их большие размеры и геометрическая основа композиции выдают возраст храма, эпоху, когда регулярные начала завладевают умами зодчих.1dcd8833664f8c83071d4238bd43e9e1f2bc29d5.jpg

Собор завершается пятиглавием. Массивный центральный барабан имел световые проемы и был раскрыт в пространство храма. Четыре угловых встроенных барабана имеют глухие объемы, стоят просто на своде и изнутри даже не видны. Легкость барабанов с главками дает законченность и устремленность ввысь тяжеловесной конструкции храма.

Прошу обратить внимание на кованые ворота, на входе из притвора в Троицкий Храм, которые аутентичны и сохранились со времён постройки Собора.

Изначально в храме Свт.Николая Чудотворца в нижнем этаже Св.Троицкой церкви предалтарный иконостас был столярной работы, покрыт красною краскою с резьбою и карнизами, о трех ярусах; в нем царские врата были резные, прозрачные, раззолоченные, свидетельствуют исторические описи. (скорее всего именно этот иконостас был возвращён при начале восстановления в 1993 году и сейчас находится в Церкви Иоанна Лествечника)

Постройка монастыря в камне в течение жизни одного поколения воспринималась посадскими людьми как удивительная Божья милость, заступничество Божией Матери, как чудо Господнего произволения. Его белая «вознесенность» над городом очень символична, это был тот досягаемый порог святости, к которому нужно стремиться. Вот он, осязаемый, всегда перед глазами, на горе, когда трудишься, когда в семье или с друзьями, достаточно взглянуть вверх и узреть это величие, к которому мы все призваны, к святости.

 

Логический переход. Следующим объектом нашего осмотра будет колокольня. Попутно Некрополь.

Некрополь. Некрополь. Сейчас мы с Вами проходим мимо надгробных памятников в основном относящихся к захоронениям 19 века. Стоит упомянуть, что вдоль юго-западной монастырской стены находился старинный некрополь элиты Гороховца XVII–XIX столетий. После разорения монастыря в 1920–1930-е годы уцелело лишь несколько надгробий. Вероятнее всего, некоторые из дореволюционных — это захоронения вкладчиков – жертвователей. В 1935 году после уже заселения опустевшего монастыря, могилы на кладбище были вскрыты искателями сокровищ, останки погребенных лежали на поверхности земли. Цинковый гроб жильцы использовали как корыто. Уборную для семнадцати семей соорудили поверх склепов, чтобы не рыть выгребную яму. Территория обители заросла сараями и сорняками, поленницами дров.

Сейчас, о некогда богатом некрополе, напоминают только несколько надгробных плит, сложенных вместе на территории Троице — Никольского монастыря. Если пройтись вдоль стены, то можно обнаружить еще пару десятков памятников, вросших в землю, заросших мхом и травой. Всего их около 30. Лишь на нескольких можно прочесть надписи, большая часть стала уже безымянной.

К примеру, в 1858 году в Николаевском (Троице-Никольском) монастыре г. Гороховца был захоронен отставной подполковник, участник войны 1812 года и заграничных походов русской армии Романов Михаил Петрович.

Надпись на одной из надгробных плит в Гороховецком Николаевском монастыре: «Здесь погребено тело генералъ-лейтенанта Александра Ивановича Самарина, преставшагося 1816 года iюля 8 дня. Военную службу проходилъ 39 летъ. Всего житiя его было 70 летъ. Да упокоитъ Господь Богъ душу его. Оставилъ по себе супругу и двухъ дочерей».

Колокольня, которую мы сейчас обозреваем, построенная в те же годы, (возможно, выстроена в 1690-х), что и собор, и составляющая с ним одно целое, — первая по времени каменная колокольня в Гороховце. Она имеет ярко выраженное местное своеобразие, заключающееся в особом пропорциональном соотношении высот заниженного четверика и повышенного восьмерика.

Гороховецкие каменных дел мастера создали тектоническую структуру колокольни. Столпообразное сооружение поставлено на своего рода постамент, придающий всей композиции особую устойчивость. Почти глухие плоскости основной восьмиугольной части заканчиваются большими арочными проемами. Стена зрительно облегчается к верху, переходя в грани шатра, сходящиеся в одной точке, и языком архитектуры рассказывает о работе конструкции, о больших напряжениях в нижних частях и меньших в верхней. Впоследствии этот тип колокольни закрепился в гороховецком зодчестве.

В исторической описи 19 – го века Колокольня уже описывается, как отдельно стоящая основание имеющая квадратное, средняя часть восьмигранная, а верхняя имеет конусный вид, с малыми 24 пролетами и главою малого размера; крест железный крашеный; на колокольне имеется больших и малых 9 колоколов, из них самый большой колокол весит 157 пудов 27 фунтов, слит в г. Москве иждивением гостиного сотника Петра Иванова Ширяева в 1742 г. ноября 11 дня. В нижнем этаже колокольни находится монастырская кладовая, а в среднем этаже устроена в 1884 г. ризница.

Логический переход. Следующий объект настоятельский  кор­пус. Смотровая площадка – северная сторона.00859_20141009_204309.jpg

Сейчас мы с Вами наблюдаем, что с запада к церкви Иоанна  Лествечника примыкает двухэтажный настоятельский корпус, построенный, скорее всего, вместе с церковью или чуть позже. Он имеет характерную для жилого древнерусского зодчества структуру дома «в две связи», т.е. с сенями посередине и жилыми поме¬щениями по сторонам. Снаружи здание имеет довольно скромный вид: по вертикали фасады членятся «лопатками», а по горизонтали оформлены профилированными карнизами и междуэтажными тягами. (Арка из тесаных клинчатых камней, укрепляющая ребра крестового свода, выполненного из мелких камней.) Внутри здание часто перестраивалось, но большую часть времени на втором этаже была настоятельская келья, соединенная с церковью переходом, а внизу — братская трапезная.

Во времена советских гонений в корпусе, после закрытия монастыря в 1923 году, сначала был детский воспитательный приют, потом коммунальное общежитие, жильцы которого распространялись на всю территорию Церкви Иоанна  Лествечника и даже дальше.Советское время 2 .jpg
 Как рассказывают первые насельники – отцы, когда приехали восстанавливать монастырь в 1993 году: в алтаре Церкви даже «умудрились» пристроить балкон.Советск. вр. Балкон в Алтаре Ц.Иоанна Леств..jpg

Сейчас в корпусе помимо братских келий на первом этаже располагается монастырская библиотека и классы для младших групп воскресной школы. Вообще, при монастыре существуют три группы воскресной школы: взрослая, средняя и для младших. В масштабах Епархии явление почти уникальное, тем более учитывая, что для проведения уроков созданы специальные для того условия. И уровень обучения очень высокий (профессиональный), благодаря преподавательскому составу трое из которых имеют высшее и среднее духовное образование. Уроки взрослой воскресной школы проводят отцы – насельники.

 

Логический переход. Смотровая площадка.  Северная сторона фасада  Церкви Иоанна Лествичника. (С переходом к фасаду с лицевой стороны)

Сейчас мы с Вами находимся на точке, воспетой в интернете паломниками и туристами и не только - (наркомпроскомиссией, Владыкой Евлогием (история о возрождении) и всеми кто здесь бывал) с которой, как на ладоне предстаёт древняя часть города (посада) – на смотровой площадке.3794R_Gorohovec._Vid_na_gorod_v_razliv_ot_Nikolaevskogo_monastyrya..jpg

Итак, в 1689 году, по грамоте царя Михаила Федоровича данной ещё 1643 и благословению патриарха Иосифа, иждивением и трудами посадских людей был построен монастырь. В том же 1689 году на средства другого купца, владельца кожевенных заводов Григория Авдеевича Ширяева в Сретенском девичьем монастыре, построены холодная церковь Сретения Владимирской Иконы Божией Матери и другая церковь теплая преп. Сергия Радонежского, в монастыре тогда было 44 сестры, которые питались милостыней и рукоделием.i-1_1.jpg

Также к концу семнадцатого века ок.1686 г. на деньги Семена Ершова и двухэтажная каменная церковь Воскресения Христова с приделом вмуч. Георгия и нижним престолом Введения во храм Пресвятой Богородицы, с колокольней при ней.0_1d0c0c_230e5ce1_orig.jpg

И другая теплая церковь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. (когда и кем она построена точно неизвестно. Приблизительно между 1700 и  1720 г.г.)

В то же время, в Гороховце, были построены (был освящен в 1700 году) каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы, (взамен деревянной построенной в нач. 17в.) на средства Семена Ершова, с приделом Макария Желтоводского и св. муч. Параскевы.80800426.jpg734999-64d9690feb9f623e9158024065bf1e27.jpg

За р. Клязьмой Знаменский монастырь, в нем церковь Знамения Пресвятой Богородицы с приделом Иоанна Богослова и Зосимы и Савватия Соловецких, который также был построен на средства всё того же Семена Ершова, но раньше Троице-Никольского Собора - 1679 году. В монастыре было 5 келий, в них 8 человек братии питались милостыней». Знаменский мужской монастырь был основан немного раньше Николаевского, в 1597 году. Лес тогда был основным строительным материалом, поэтому все основные постройки были из дерева.43746220.jpg

В 1994 году Свято-Троице-Никольскому монастырю был передан самый древний в Гороховце, Знаменский Красногривский мужской монастырь, разрушенный почти до основания, в качестве скита. С мая 1995 года начались работы по восстановлению монастырских построек. 28 мая 1999 года распоряжением Владыки Евлогия Знаменский скит был преобразован в Знаменский женский епархиальный монастырь, а в 2001 году при непосредственном и самом активном участии игумена Петра открылся в Гороховце и второй женский монастырь, - Сретенский.

 

Логический переход. Георгиевский скит Свято - Троицкого Никольского мужского монастыря. (Самое удобное место для рассказа о ските)

Находясь на этом месте хотелось бы кратко рассказать о Св.Георгиевском Ските, что при нашем монастыре. Там, также, несёт послушание часть нашей братии. Всё время там несут труды примерно около 10 - 12 человек. В скиту регулярно, но реже чем у нас, совершаются богослужения. Братия в основном занята хозяйственными нуждами, без которых не возможно жизнеобеспечение скита.

История основания такова. В 1356 году (ещё задолго до основания Никольского монастыря) из-за обладания Нижегородским престолом между князьями Борисом и Дмитрием Константиновичами возник конфликт. По просьбе великого московского князя Дмитрия Ивановича (Донского) и по благословению митрополита Алексия в Нижний Новгород поехал игумен Троицкого монастыря преподобный Сергий Радонежский, чтобы мирно уладить дела между братьями. Возвращаясь из Нижнего Новгорода, остановился «...и нашел время в глуши Гороховецкого уезда, на болоте при р. Клязьма, устроить пустыньку, воздвигнуть в ней храм Св.Троицы и поселить «старцев пустынных, отшельников», а питались они лыками и сено по болоту косили». Так преподобный Сергий Радонежский обосновал вблизи Гороховца Георгиевский монастырь, который существует и по сей день, как Георгиевский скит Свято-Троицкого Никольского мужского монастыря,  трудами братии возобновивший свою жизнь в 1996 году.

«В 1591 году царь Федор Иванович, говоря о пожалованиях Троице-Сергиеву монастырю, отмечает состояние Георгиевского монастыря в Гороховецком уезде: «...запустела деи та пустынька от казанских татар, лет с семьдесят и лесом поросла».  Это указывает на то, что татары похозяйничали в Гороховецком уезде в 1521 году во время набега хана Мухаммед-Гирея и в 1539 году хана Саип-Гирея и видимо по всему на их пути был Скит.

 

 

 

 

Логический переход. Следующий объект Церковь Иоанна Лествичника. (Переход от внешнего вида к внутреннему интерьеру)

При переходе от северной стороны к южной – лицевой.

На краю северного склона горы, в линии монастырской ограды, мы с Вами видим двухэтажную церковь Иоанна Лествичника. Она относится к типу одноглавых безстолпных четвериковых храмов с трапезной. Нижнее помещение ее использовалось вначале как келарская, а затем для хозяйственных целей и наконец, как поварская. Постройка этой Церкви была одна из последних, масштабных архитектурных построек ансамбля монастыря.7df349d2ddb43c1633a1f25bce5132f50cdd4841.jpg

История постройки её такова. Брат Григория Авдеевича Ширяева, Иван Авдеевича Ширяев в 1710 году бьет челом государю Петру I Алексеевичу о постройке храма Иоанна Лествичника. (Кстати, сын Ивана Авдеевича Ширяева Михаил Иванович Ширяев был не только купцом гостиной сотни, но и выпускником Славяно-греко-латинской Академии в Москве, единственного в России того времени высшего учебного заведения поэтому, за свои стихи особо любимым приближенным Петра I. В 1712 году царь поручил 23-летнему Ширяеву вместе с Иваном Исаевым разработать мероприятия по улучшению российской внешней и внутренней торговли.) И здесь интересен тот факт, что царь Петр подписал эту челобитную, в то время, как уже был издан указ царя о запрещении всякого каменного строительства на Руси, в связи со строительством новой столицы и нехватки стройматериалов для нее. В очередной раз Господь Своим премудрым промыслом явил Свою особую милость предстательством и заботой Своего угодника Святителя Николая чудотворца. Все сложилось удивительным образом для монастыря и для города. В 1716 году храм был выстроен.

Наступил пик строительного, а возможно, и духовного подъема. За какие-то неполные сорок лет было выстроено 10 каменных храмов. Не каждому губернскому и даже столичному городу было это под силу.

 

Окочив переход к южной стороне, стоя лицом к храму Иоанна Списателя Лествицы.

Особенно интересно в архитектурном соображении большое крыльцо церкви с южной стороны. Оно имеет ярко выраженный светский характер и обладает выразительной формой, которая когда-то дополнялась более живописным абрисом кровли. Крыльцо проектировалось с большой выдумкой. Тщательно вытесывались кирпичи для криволинейных граненых столбов. В ширинки их пьедесталов вставлялись яркие самоцветы изразцов. Мастера старались идти в ногу со временем и в каменных перилах верхней площадки над традиционными ширинками поместили детали столичной архитектуры — балясины, рожденные под южным небом Средиземноморья. Мастера каменных дел еще не освоили тектоническую систему «фряжской» архитектуры, однако они с удовольствием применяют понравившиеся детали. Наличники окон второго этажа церкви уже включают колонки с коринфскими капителями (один из трёх греческих архитектурных ордеров) и подобие классического трехчастного антаблемента (балочное перекрытие пролета или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза), над которым совершенно неожиданно вырастает сложное декоративное завершение, получившее позднее образное наименование «петушиных гребешков».

 

Логический переход. Находясь в центральной части (или притворе) Храма Иоанна Лествичника. (Или в случае, если в Храм не входить, то там же перед лицевым фасадом)

Восшедший на престол Павел I (1798-1801 гг.) существенно смягчил законодательство в отношении монастырей, и в его царствование началось медленное их возрождение и вкупе с этим распространение традиции «старчества».

Кто ныне не слышал такого великого подвижника старца – преподобного Серафима Саровского?!

Интересен тот факт, что какое-то время Серафим Саровский был приписан к Гороховецкому Николаевскому монастырю, за который он, несомненно, молился. (Рукоположение прп. Серафима состоялось во Владимире, в 1786 году епископом Владимирским Виктором (Онисимовым), и он являлся нашим насельником, несмотря на то, что проживал в Сарове). Частица мощей этого святого есть в монастырской Церкви Иоанна Лествечника, в ростовой иконе преподобного, которая крайней левой находится в алтарной перегородке.

О связи многих малых монастырей с заступничеством и молитвенным предстоянием великих старцев земли русской может подтвердить история «В жизнеописании прп. старца Варнавы Гефсиманского, изданном в 1907 г., там есть упоминание о неком его духовном сыне, петербургском купце В.Н. Муравьёве, которому Промыслом Божиим через двадцать лет суждено было стать старцем Серафимом Вырицким, и который видел удивительный сон. (кратко) - «Виделось мне, — говорил он, — будто я иду на богомолье в Никольский монастырь, что близ моей родины в Гороховецком уезде. Во сне дорога показалась мне незнакомою, и я блуждал по лесу. Вдруг вижу: впереди меня идет старец с сумой за плечами и в руках топорик. Поравнявшись со старцем, я спросил у него, как пройти в Никольский монастырь. Старец сказал: «Пойдем, проведу тебя, я туда же иду». Вглядываясь в своего спутника, я признал в нем о. Серафима (святого прп.Серафима Саровского) и сам спросил у него: «Батюшка, вы будете отец Серафим?» «Да, я Серафим», - ответил мне старец, и мы продолжали свой путь по лесу. Отец Серафим остановился подле попавшегося нам большого пня и сел на него, положив около ног суму и топорик. Сел рядом с ним и я. Вдруг с другой стороны от меня неожиданно явился батюшка Варнава и сел подле меня так, что я оказался среди обоих старцев, которые были очень радостны, облобызались между собой и стали что-то говорить.

Тогда, в пору своей духовной молодости, будущий иеросхимонах Серафим (Муравьев) не мог понять, о чем говорили незабвенные старцы, однако, он был уже рядом с ними и шел с ними одним путем. Куда? В монастырь, к Николаю угоднику...»

Многие из нас знают, что впоследствии старец Серафим повторил подвиг своего духовного наставника и Саровского подвижника, промолившись на камне также 3 года в Вырице под Спб-ом. И ему также от Бога были открыты последние судьбы человечества и России в частности, всем этим не один год пестрит интернет яркими роликами...

Также из книги Свт. Игнатия Брянчанинова, в главах о прелести и Иисусовой молитве есть свидетельство, как образец настоящей правильной Иисусовой молитвы. Где он рассказывает о двух старцах схимниках Амвросии и Афанасии, учениках прп. Паисия Величковского, которые после разорения Нянецкого монастыря поселились в Никольском монастыре и продолжали подвижническую жизнь, стяжая плоды Святого Духа. Здесь в монастыре один из них был нечаянно замечен в локте от земли, когда молился.

 

 

 

 

Логический переход. Следующий объект Часовня на месте Покровского храма.

Сейчас мы с вами находимся у Часовни, на месте где до 30-х годов 20 века стояла надвратная церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Построена она была также иждивением купца Ширяева, но не Ивана, построившего Церковь Иоанна Лествичника, а его брата Григория Авдеевича Ширяева. О строительстве храма Ширяев «бил челом» патриарху Адриану в 1698 году.  И построена она была на месте обветшавшей деревянной Церкви.Восстановление 4.jpgПокровская Церковь до революц..jpg

Храм представлял собой одноглавый четверик с обходной галереей. Храм квадратный, алтарь полукруглый, с папертью. Святые врата духовной обители, увенчанные одноглавой Покровской церковью, выходили на дорогу, разрезавшую город на две части. Врата намечали главную пространственную ось монастыря. Рядом с воротами была и калитка для прихожан. По правую и левую стороны святых врат — братские кельи, находящиеся в одноэтажных корпусах, являющихся одновременно и ограждением монастыря со стороны города.

По правую и левую стороны Покровской церкви и святых врат были построены братские каменные одноэтажные корпуса (опись 1860 г. пять келий) и еще один каменный одноэтажный корпус, который располагался в северной стороне, на той же линии, что и настоятельский корпус, за калиткой, со входом в монастырь от реки Клязьмы. По оградной восточной стене до башни к братским кельям примыкал конюшенный двор и сарай для хранения монастырского экипажа. За оградой в восточной части находились яблоневый сад и огород, колодец и баня. Все основные постройки Николаевского монастыря располагались по периметру комплекса, создавая вместе с оградой своеобразное пространственное обрамление основному архитектурному сооружению Троице — Никольского собора. Выразительный контур зданий монастыря, его органическая пространственная связь с природным ландшафтом гармонична, величественна и непринужденна.

В 1930-е годы надвратную церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы за ветхостью разобрали, как и братские каменные одноэтажные корпуса. (Которые, судя по документам, ещё в 1927 году стояли и «ввиду ветхости сдаются беднейшим вдовам за ремонт».) Археологические раскопки конца 1980-х — начала 1990-х годов показали, что фундаменты храма сохранились хорошо.  (Фото разбора Церкви в 1930-е)РАЗБОР ПОКРОВСКОГО ХРАМА.jpg

 

Логический переход. Следующий объект Часовня-киворий над усыпальницей Петра Павловича Кожина.

В конце XIX века монастырский ансамбль дополнила часовня-киворий над усыпальницей Петра Павловича Кожина (1829–1890) — героя Крымской войны, владимирского губернского предводителя дворянства, тайного советника, одного из самых богатых и влиятельных лиц Владимирского края, благотворителя и мецената, почетного попечителя Владимирской губернской гимназии. Монастырю Кожин много лет оказывал покровительство. Петр Павлович Кожин (1829-1890) скончался 8 сентября 1890 года в возрасте 61 года. Был похоронен в специально устроенном склепе. Над склепом Кожина и была возведена часовня, в которой прежде красовался мраморный памятник с надписью «Петру Павловичу Кожину благодарное дворянство Владимирской губернии». Так как сыновья Петра Павловича, вопреки семейным традициям, на военную службу не пошли, суворовская шпага им не досталась. Когда Петр Кожин скончался, клинок, с которым он не расставался всю свою жизнь, был положен вместе с телом Его Превосходительства в массивный гроб и опущен в склеп Николаевского монастыря в Гороховце. Но сохранилась ли она после разорения склепа и где теперь находится -   неизвестно.

В 1930-е годы, после того, как монастырь был закрыт, часовню и склеп разорили в поисках мифических сокровищ. И теперь среди остатков истлевшего гроба – кусков дерева, ржавых кованых гвоздей, частиц позеленевшего глазета и позумента можно видеть лишь потревоженный прах. Нет ни единой мундирной пуговицы, ни пряжки, а тем более шпаги, при которой покойный в чине, равном генерал-лейтенанту, был когда-то погребен. Судьба этой реликвии так и осталась неизвестной.

 

 

Логический переход. Рассказ о внутренней жизни монастыря от основания до наших дней. (Движение к выходу. Ограда каменная. Заключение.)

К великому сожалению обогащение и благочестие купцов и посадского люда стало сменяться превозношением и председанием, жадностью. Бедный посадский люд терял свое смирение и терпение и менял их на зависть и обиду. Это не замедлило сказаться. В начале своим указом 1701 года Пётр Первый перевёл монахов на новое положение и определил нормы их материального содержания от государства. Доходы же от вотчин принадлежавших монастырям отныне уходили государству (монастырскому приказу – госструктуре). Некоторые монастыри упразднялись сами собой вследствие недостатка средств после изъятия у них имений.

Всё же, милостью Божией по заступничеству, видимо, Свт. Николая, реформы Петра каким-то образом не коснулись Николаевского монастыря, по крайней мере, по известным документам этого не видно, и до 1764 года вотчина с 76 крестьянами была сохранена за монастырем, поэтому материально монастырю было гораздо легче выживать в эти годы. Со времени Петра I в монастырь постоянно посылались на содержание больные и раненые военные, а также умалишенные преступники.

Екатерина I подтвердила все указы, касавшиеся монастырей и усугубила условия пострига. (только вдовые попы, остальные с разрешения Синода.)

В правление Анны Иоанновны численность монашествующих только за 14 лет (1724-1738) сократилась на 40 %.(от 25 тыс.)

Реформы же в царствование Екатерины II повлекли за собой, то, что более чем вдвое были сокращены монастыри, (из 954 остались 357 (закрыты 567)) упразднены храмы и церкви, происходят секуляризация (обмирщение), отъем монастырского землевладения. В Гороховце закрывают Сретенский монастырь, Знаменский передают Флорищевой пустыни, а Николаевский выводят за штат и почти закрывают. Сверхштатные монастыри не получили ни казенных окладов, ни угодий. Им было велено находиться «на своем содержании», питаясь за счет своих «рукоделий» или «мирского подаяния». Только слезные просьбы жителей, обещающих взять монастырь на свое содержание, дают возможность монастырю продолжать свое служение, с условием числа братии не более шести, на иждивении верующих.

Таким образом, большое монастырское хозяйство осталось на попечение 5-7 человек с совершенно мизерным прожиточным содержанием (73 рубля на всех в год, по указу Муромской консистории), при том, что почти все они были священнослужители и должны были совершать ежедневный круг Богослужений и таинств, духовно окормляя приходящих и поддерживая немощных и болящих. Такой незаметный, но каждодневный подвиг будет совершаться в Гороховецкой обители до самого ее закрытия в 1923 году.

Все же не смотря на все трудности, Божиим чудом в 1790 году удалось пристроить к Троицко-Никольскому собору придел в честь Преображения Господня, который был освящен в 1792 году. Это было предпоследнее капитальное строение на территории монастыря, (кроме кивория[1], который был построен в конце 19 века.) Из каких доброхотных средств и чьими трудами он был возведен, об этом источники умалчивают.

Но уже в 1799 году по указу Суздальской консистории монастырю отдается мельница на реке Люлехе, а 1804 году, удел рыбных ловель при деревне Лукино в реке Лух, что было выгодно в те времена и давало определённый доход. Неизвестным гражданином в обитель был пожертвован фруктовый сад, позже четыре пашни за Клязьмой. Также были пожертвования в виде неприкосновенных капиталов в доходных билетах, на 1917 г. составлявшим 23 530 р.

В царствование Александра II (1856-1881 гг.) указом 1865 года, который предоставил епархиальным архиереям право пострижения без разрешения Синода, и дозволило в заштатные монастыри принимать столько братии, сколько они могут содержать, Гороховецкий Николаевский монастырь был переведен на штатное расписание 3-го класса, ему дозволялось содержать семь человек братии, помимо послушников и трудников.

Братия. Штат монастыря в 1646 г. составляли 2 иеромонаха и 3 старца, в 1678 г.- строитель, иеромонах и 10 насельников, в 1702 г.- строитель-иеромонах, казначей, 3 крылошанина-монаха, 17 простых монахов, в 1753 г.- игумен, 3 иеромонаха, иеродиакон и 5 монахов.

По штатам 1764 г. монастырю полагалось иметь 7 чел. братии.

В Г. м. в 1880 г. проживали: настоятель, 3 иеромонаха, диакон и 3 послушника, в 1900 г.- настоятель, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, монах и 4 послушника, в 1916 г.- 7 монахов и 2 бельца.

В 1919 году комиссией Наркомпроса монастырь был признан исторически и художественно ценным архитектурным ансамблем. В конце 1922 — начале 1923 годов последние насельники покинули обитель, которую закрыли и превратили в детский дом. Местные жители пытались отстоять монастырь, сделать его собор приходским, но получили отказ. Статус охраняемого государством памятника защитил монастырь от разрушения. Но от нецелевого использования защитить не мог. Хотя его и передали сначала в ведение Губмузея, но затем в нем все-таки разместили детский дом, а позже — общежитие.        В 1929-1930 гг. с колокольни были сняты колокола, в сентябре 1930 г. с иконостасов смыта позолота, расхищены старинные иконы, в 1940 г. сломаны Преображенский придел собора, св. врата с Покровской церковью. В кельях и хозяйственных постройках разместились детский дом и общежитие техникума, уничтоженное кладбище использовалось местными жителями под огороды.Советское время.jpg

После 1945 г. в храмах были устроены гараж, жилые помещения. Троицкий же собор использовался как склад кинофотодокументов.Советское время 4 .jpg

В начале декабря 1993 года в Троице-Никольском монастыре Гороховца начались трудовые будни.
 Наместником назначен иеромонах Петр (Радзин), который прибыл в город Гороховец 14 декабря 1993 года вместе с насельниками Муромского Благовещенского монастыря. Помещения были совершенно не приспособлены для жизни людей. На улице тогда была зима, а здания уже давно никем не отапливались. Выручала печка, которая стояла посреди храма Иоанна Лествичника. Жили в одной комнате, в ней же готовили и спали, в других комнатах жить было невозможно, в них раньше был скотный двор. Но «глаза боятся, а руки делают».Восстановление.jpg

Восстановление 1992—1993 Свято Троице- Никольский му.jpg


В 1994 году городскими властями состоялась передача актов, и монастырь перешел в пользование братии. Возвращались иконы, часть иконостаса, колокола и другое имущество, ранее принадлежавшее монастырю (или храмам города), которые сохранили жители. Собиралась братия. Обитель постепенно начала «приходить в себя»...2 Восстановление.jpg

60-978-650.jpg

В настоящее время монастырь ведёт обширную просветительскую, благотворительную и миссионерскую деятельность. Об успешно действующей воскресной школе из трёх групп (ок.50 чел.) я уже рассказывал, ещё на попечении монастыря реабилитационный Центр для алко-нарко зависимых «Осознание», Социальный реабилитационный центр (приют) для несовершенно летних «СЕМЬЯ», также духовно окормляется  Гороховецкое казачье общество. В основном монастырь существуют на добровольные пожертвования прихожан и благотворителей.

 

Логический переход. Заключительным объектом нашего показа будет каменная ограда.

Ограда была возведена тоже вначале XVIII в. с башенками по углам, так что монастырь уже тогда был обнесен со всех сторон надежным оплотом. Башенки по углам ограды были украшены цветными изразцами, вставленными в ширинки.

 

 

Заключительная беседа

Итак, на экскурсии в Свято-Троице-Никольском монастыре. Вы познакомились с историей возникновения и возрождения обители, архитектурными особенностями и внутренним укладом.

К сведению,  у подножия склона Пужаловой (Николиной) горы, если немного спуститься с северного выхода из монастыря по лестнице один пролёт до перекрёстка, в метрах 50 влево, есть святой источник, на котором построена часовня Троицы Живоначальной. История возникновения ключа связана с чудесным появлением воина с мечом, который испугал ханское войско. Вода из источника богата минералами, она абсолютно чистая и считается святой – ходит немало историй о чудесном выздоровлении паломников и раненых солдат. Установили срубы с купелями отдельно для мужчин и женщин. Для набора воды стоит отдельная лохань.

Если у кого, то есть вопросы, я готов попытаться ответить.                                                                                  Я прощаюсь с Вами, наша обитель всегда рада будет видеть Вас снова! Желаем Вам милости Божией и молитвенной помощи Божией Матери и Святых угодников, укрепления в вере, а не пришедшим к ней – обретения её!

 

 

 



[1] Сень над престолом, поддерживаемая колоннами; к киворию крепились завесы, закрывавшие престол в промежутках между службами. Появляется в IV-VI вв. В иконописи изображение кивория символизирует алтарь.