За последние 15 лет многое произошло со страной и церковью. Нельзя не радоваться многочисленным, открытым после долгого перерыва храмам Божиим, возведению новых церквей, восстановленным монастырям. Во Владимирской епархии за этот период открыто 28 монастырей, при том что до этого времени не было ни одного действующего монастыря. За всем этим напряжение и физических, и, прежде всего, духовных сил. Это поистине настоящее Воскрешение. Многие из пришедших в монастыри и оставшихся в них — теперь монахи. У каждого свой путь прихода в монастырь, именно прихода, а не ухода, как часто говорят в миру, поскольку кто уходит в монастырь, уходит от тягот мира, от забот о мире, от невыносимого горя. Конечно, есть случаи, когда личная трагедия особым образом открывает человеку волю Божию, но и тогда движущей силой прихода в монастырь является любовь, желание послужить Богу и людям, более яркая и полная возможность покаянного исправления души. Не будет лишним повторить и то, что, как и ранее, не все, приходящие в монастырь, обретают душевное спокойствие, доброжелательность, а тем более любовь. Да и времени прошло совсем немного, каких-то 15-20 лет после почти полного уничтожения монашеской традиции. Что же дает возможность устоять, удержаться немногим из тех, кто вступил на эту нелегкую стезю? Понятно, что прежде всего благодатная сила Божия, а затем поддержка и забота мирян, которые, нуждаясь в духовной помощи и молитве, сами никогда не оставляют нынешнее поколение иноков, становясь жертвователями или трудниками. Это та так необходимая нашему государству соборность, которая в монастырях проявляется очень ярко. В Свято-Троице-Никольском монастыре есть группа состоятельных прихожан, которые поддерживают материально-хозяйственные начинания игумена Илии: строительство теплого Никольского храма, архиерейского домика и домика причта. Есть такие прихожане, которые отдают свое время и умения в определенном виде деятельности безвозмездно: монтаж и сварка отопительной системы всех монастырских помещений, уход за монастырским цветником и огородом, преподавание в монастырской воскресной школе. Миряне из Нижнего Новгорода, Дзержинска, Мурома привозят продукты и вещи, чтобы поддержать братию. Невзирая на трудности народ приезжает издалека — это тоже подвиг, подвиг мирян, которые стремятся быть на монастырской службе. В этом главное дело монастырей — быть светом для мира, чтобы мир, приходящий в монастырь, нес этот свет в мир, который еще не готов к подвигу.
Есть замечательные слова преп. Исаака Сирина: «Свет для иноков — ангелы, а свет для мирян — иноки». Древние отцы называли монашество «ангельским образом», потому что преимущественно монашество является носителем на земле незримого Божественного света. Первый свет — Св. Троица, второй — ангелы, третий — монахи, молитвенники за мир.
Можно привести много примеров того, как человек вставал на путь монашества, казалось бы, уходил из мира, а в итоге мир сам приходил к нему, потому что хотел получить хотя бы маленькую частичку того света, о котором говорит Исаак Сирин. Это свет Духа Святого. Учение о Божественном свете, о стяжании Духа Святого, являющееся сердцем православия, чуждо миру. Мир знает только внешнюю добродетель и внешний подвиг. Монашеская жизнь — искание Фаворского света, света Преображения. Мир не может вместить в себя этот свет напрямую, монахи — те посредники, которые помогают миру воцерковляться, т. к. в их лицах виден отсвет этой Божественной славы. Другое дело, что можно и не увидеть, пройти мимо этого света, но это уже личный выбор человека, и обусловлен он отношением ко Христу. Если человек верит, что Иисус Христос — Бог, Спаситель, то сегодня, как и 2000 лет назад, он может увидеть тот свет, который излучают люди, ставшие самыми верными Его учениками. Это Фаворский свет преображенного, обoжженного человечества, свет любви. Православное учение о Фаворском свете открывает тайну молитвы как высшего служения миру. Молитва противостоит огромной силе зла и греха, накопленной человечеством. Апостол Павел в Послании к Солунянам говорит об удерживающей силе. Не в столицах мира, сверкающих огнями небоскребов, а в монашеских кельях решается судьба истории. Пока еще есть носители Фаворского света на земле, мир будет существовать. За всю историю монашества многие старцы, и преп. Сергий, и преп. Серафим, и старцы наших дней настолько любили человечество, что всю свою жизнь посвящали служению ему, молясь Богу за весь мир. Человек, приходящий к старцу, чувствует, что монастырь не столько в окружающей обстановке, сколько в самих этих подвижниках, внутри них, чувствует их неотмирность. В акафисте преп. Сергию Радонежскому говорится, что «он во плоти жил духовно, на земле — небесно». Это и есть суть монашества для христианской жизни: живя здесь, на земле, сердцем поселиться на Небе. Сердце любого, даже самого далекого от Церкви человека, тянется именно туда, потому что именно там — подлинный покой, радость и Любовь. Если люди видят в монахах этот «кусочек Неба», то они тянутся к таким подвижникам и их обителям, чтобы получить то, чего так не достает в их повседневных отношениях, — Любовь.
Гороховецкий Свято-Троицкий Никольский монастырь
Адрес: 601480, г. Гороховец, Владимирской обл., ул. Пролетарская, 12.