Храмы, скит, святыни Свято-Троицкого Никольского мужского монастыря


Троице-Никольский собор

Дорожка, ведущая от врат к первой каменной постройке монастыря — Троице-Никольскому Собору, упирается в сильно выдвинутое на юг крыльцо храма с «рундуком»,  
имевшее в свое время шатровое завершение. Грузные столбы крыльца, изукрашенные ширинками, устойчивые широкие арки хорошо сочетаются с монументальной формой храма.
Крыльцо с пристройкой  зрительно  уравновешивается  до  предела  упрощенным,  почти прямоугольным объемом апсид, а выступу крыльца отвечает выдвинутая на север колокольня. Такое устойчивое взаимоуравновешенное  построение  в  плане  нарушается  в  объемно-пространственной композиции, приобретая живописность и динамическую заостренность. Центричность как бы специально противопоставляется мастерами динамически нарастающей композиции, развивающейся по оси «юг-север», от ползучих арок крыльца и наклонной кровли к вертикали колокольни.

Основной кубический объем поставлен на подклет,  в  котором  находилась  теплая  церковь  Святителя  Николая Чудотворца.

Во втором «апартаменте»  размещался холодный храм во имя Пресвятыя Живоначальныя Троицы. Церковные окна обрамлены  тонкими,  почти  иллюзорными  линиями  наличников,  с  килевидным  и зубчатым завершением,  еще  больше  подчеркивающими массивность стен. Только правильное расположение окон, их большие размеры и геометрическая основа композиции выдают возраст храма, эпоху, когда регулярные начала завладевают умами зодчих. 

Собор завершается пятиглавием. Массивный центральный барабан  имел световые проемы и был раскрыт в пространство храма. Четыре  угловых  встроенных барабана имеют  глухие  объемы,  стоят просто на своде и изнутри даже не видны. Легкость барабанов с главками дает законченность и устремленность ввысь тяжеловесной конструкции храма.

Исторические сведения: 

-Никольский монастырь основан в 1643 г., но кем именно — сведений не имеется. Троице-Никольская двухэтажная каменная церковь, крытая железом.
-Построена в 1681 г. иждивением Гороховецкого посадского человека Семена Ершова.
-Общий вид храма — квадратный о пяти главах  с  восьмиконечными  железными  вызолоченными  крестами.
-Наружный вид храма особых украшений не имеет.


Церковь Иоанна Лествичника 

На краю северного склона горы, в линии монастырской ограды, стоит  двухэтажная  церковь  Иоанна  Лествичника.  Она  относится к типу одноглавых безстолпных четвериковых храмов с трапезной. Нижнее помещение ее использовалось вначале как келарская, а затем для хозяйственных целей.


Особенно  интересно  в  архитектурном  соображении  большое крыльцо  церкви  с  южной  стороны.  Оно  имеет  ярко  выраженный светский  характер  и  обладает выразительной  формой,  которая когда-то дополнялась более живописным абрисом  кровли. Крыльцо  проектировалось  с  большой  выдумкой.  Тщательно  вытесыва- 
лись кирпичи для криволинейных граненых столбов. В ширинки их пьедесталов вставлялись яркие самоцветы изразцов.

Мастера старались  идти  в  ногу  со  временем  и в  каменных  перилах  верхней площадки над традиционными ширинками поместили детали столичной  архитектуры  — балясины,  рожденные  под  южным небом Средиземноморья. Мастера каменных дел еще не освоили тектоническую  систему  «фряжской»  архитектуры,  однако  они с удовольствием  применяют понравившиеся  детали.

Наличники окон  второго  этажа  церкви  уже  включают  колонки  с  коринфскими капителями и подобие классического трехчастного антаблемента, над которым совершенно неожиданно вырастает сложное декоративное завершение, получившее позднее образное наименование «петушиных гребешков».

Исторические сведения: 

-Храм Св. Иоанна, списателя "Лествицы" находится на северо-восточном углу монастырской ограды.
-Построен в 1710 г. Гороховецким посадским человеком Иваном Андреевым Ширяевым,
-Каменный, крыт железом, имеет одну главу с вызолоченным крестом;
 -Снаружи особых украшений не имеет.


Настоятельский корпус (XVIII в.)

С запада к церкви Иоанна Лествичника примыкает двухэтажный настоятельский корпус, построенный, скорее всего, вместе с церковью или чуть позже.  

Он имеет характерную для жилого древнерусского зодчества структуру дома «в две связи», т.е. с сенями посередине и жилыми помещениями по сторонам. Снаружи здание имеет довольно скромный вид:  по  вертикали  фасады  членятся  «лопатками»,  а  по  горизонтали  оформлены  профилированными  карнизами  и междуэтажными тягами. Внутри здание часто перестраивалось, но большую часть времени на втором этаже была настоятельская келья, соединенная с церковью переходом, а внизу — братская трапезная.


Свято-Георгиевский скит Преподобного Сергия Радонежского

Находится на левом берегу реки Клязьма, 14км к западу от Гороховца.

Четырнадцатый век -  время духовного подъема и возрождения всей Руси, время прп.Сергия Радонежского и князя Дмитрия Донского, время освоения русского севера учениками и подвижниками Сергия Радонежского. И Гороховецкой земли коснулось это дуновение духовной силы наших великих святых. 

В  1356  году  из-за  обладания  Нижегородским  престолом  между  князьями  Борисом  и  Дмитрием  Константиновичами  возник конфликт. По просьбе великого московского князя Дмитрия Ивановича (Донского) и по благословению митрополита Алексия в Нижний  Новгород  поехал  игумен  Троицкого  монастыря  преподобный   Сергий Радонежский, чтобы мирно уладить дела между братьями. Возвращаясь из Нижнего Новгорода, он обосновал вблизи Гороховца Георгиевский монастырь, который существует и по сей день как Георгиевский  скит  Свято-Троицкого  Никольского  мужского  монастыря.


Колокольня


Колокольня  каменная,  стоит  отдельно, с северо-западной стороны от  Троице-Никольской церкви, основание имеет квадратное, средняя часть восьмигранная, а верхняя имеет конусный вид, с малыми 24 пролетами и главою малого  размера;  крест  железный  крашеный;  на колокольне имелись больших и малых 9 колоколов, из них самый большой колокол весил 157 пудов 27 фунтов, был отлит в г. Москве иждивением гостиного сотника Петра Иванова Ширяева в 1742 г.
В нижнем этаже колокольни находилась монастырская кладовая, а в среднем этаже была устроена в 1884 г. ризница.










Часовня-киворий над усыпальницей Кожина П.П.


Почти в центре монастыря, близ алтаря Троицкой церкви, находится массивная входная часовня, увенчанная небольшой главкой. Это часовня-киворий над усыпальницей Кожина П.П.  Это могильный склеп героя Крымской войны, владимирского губернского предводителя дворянства, тайного советника и кавалера Петра Павловича Кожина – сановника и аристократа, когда-то одного из самых богатых и влиятельных лиц нашего края, благотворителя и мецената, почетного попечителя Владимирской губернской гимназии. Он скончался в сентябре 1890 года в возрасте 61 года и был погребен в специально устроенном склепе в Николаевском монастыре Гороховца, которому много лет оказывал покровительство.

Над склепом Кожина и была возведена часовня, в которой прежде красовался мраморный памятник с надписью «Петру Павловичу Кожину благодарное дворянство Владимирской губернии». В 1930-е годы, после того, как монастырь был закрыт, часовню и склеп разорили в поисках мифических сокровищ.

Имея большие связи в чиновном Петербурге и при царском дворе, тайный советник Кожин почти полтора десятка лет – с 1870-го по 1884 год – занимал пост владимирского губернского предводителя дворянства. Он активно отстаивал интересы Владимирского края, имея право по должности, происхождению и положению при необходимости лично обращаться к самому императору, минуя промежуточные инстанции. И когда интересы дела этого требовали, Петр Павлович такой возможностью пользовался, в том числе на благо владимирского земства, на губернских собраниях которого он председательствовал, а одно время даже возглавлял Владимирскую губернскую земскую управу. Наполовину в шутку, наполовину всерьез Кожина называли вторым губернатором.




Часовня на месте Покровской церкви


Фундаменты Покровской церкви 1698 года хорошо сохранились. Археологические раскопки проводились главным археологом области Виктором Глазовым в конце 1980-х - начале 1990-х гг. На месте Покровской церкви планировалось поставить деревянную церковь села Егорий Гороховецкого района. Церковь была раскатана на бревна и загодя вывезена из обезлюдевшего с.Егорий (за Клязьмой), где она уже валилась от старости. Материал был свален на территории Никольского (впоследствие Троицко-Никольского) монастыря. 
Однако церковь собрать так и не смогли. В первую очередь это нужно отнести на трудности с финансированием, неясность статуса территории и будущей постройки, бездарное планирование, равнодушие чиновников от культуры. К музею деревянная церковь прямого отношения не имела, а смотреть за будущим макетом церкови некому - создавать Музей деревянного зодчества, по типу Суздальского, из-за одной постройки смысла нет. Кроме того территория монастыря в советское время использовалась под жильё типа общежития-бараки с минимальными удобствами и печным отоплением.
Естественна судьба бесхозного лесоматериала во дворе такого "жилмассива", старые брёвна активно разворовывались с естественными утратами порядовки и меток для сборки сруба. Скорее всего местные истопники и не догадывались, что за брёвна тут валялись. Через несколько лет собирать уже было нечего, в архивах остались лишь красивые чертежи проекта сборки/реставрации. Строить же новодел-имитацию для светских властей противоестественно. Мало того, кирпичный верх фундаментов местные умельцы тоже "подчистили" вровень с уровнем земли на материал для хозяйства, и теперь уже ничто не напоминает о бывшей Покровской церкви, кроме деревянной часовни-памятника. 

Подлинная несчастная история деревянной церкви села Егорий и Покровской церкви Никольского монастыря уже никогда не увидит свет ни в одном официальном документе. Но из памяти ещё живых очевидцев стереть это невозможно.