Храмы, скит, святыни Свято-Троицкого Никольского мужского монастыря
Троице-Никольский собор

Дорожка, ведущая от врат к первой каменной постройке монастыря — Троице-Никольскому Собору, упирается в сильно выдвинутое на юг крыльцо храма с «рундуком»,
имевшее в свое время шатровое завершение. Грузные столбы крыльца, изукрашенные ширинками, устойчивые широкие арки хорошо сочетаются с монументальной формой храма.
Крыльцо с пристройкой зрительно уравновешивается до предела упрощенным, почти прямоугольным объемом апсид, а выступу крыльца отвечает выдвинутая на север колокольня. Такое устойчивое взаимоуравновешенное построение в плане нарушается в объемно-пространственной композиции, приобретая живописность и динамическую заостренность. Центричность как бы специально противопоставляется мастерами динамически нарастающей композиции, развивающейся по оси «юг-север», от ползучих арок крыльца и наклонной кровли к вертикали колокольни.
Основной кубический объем поставлен на подклет, в котором находилась теплая церковь Святителя Николая Чудотворца.
Во втором «апартаменте» размещался холодный храм во имя Пресвятыя Живоначальныя Троицы. Церковные окна обрамлены тонкими, почти иллюзорными линиями наличников, с килевидным и зубчатым завершением, еще больше подчеркивающими массивность стен. Только правильное расположение окон, их большие размеры и геометрическая основа композиции выдают возраст храма, эпоху, когда регулярные начала завладевают умами зодчих.
Собор завершается пятиглавием. Массивный центральный барабан имел световые проемы и был раскрыт в пространство храма. Четыре угловых встроенных барабана имеют глухие объемы, стоят просто на своде и изнутри даже не видны. Легкость барабанов с главками дает законченность и устремленность ввысь тяжеловесной конструкции храма.
Исторические сведения:
-Никольский монастырь основан в 1643 г., но кем именно — сведений не имеется. Троице-Никольская двухэтажная каменная церковь, крытая железом.
-Построена в 1681 г. иждивением Гороховецкого посадского человека Семена Ершова.
-Общий вид храма — квадратный о пяти главах с восьмиконечными железными вызолоченными крестами.
-Наружный вид храма особых украшений не имеет.
Церковь Иоанна Лествичника

На краю северного склона горы, в линии монастырской ограды, стоит двухэтажная церковь Иоанна Лествичника. Она относится к типу одноглавых безстолпных четвериковых храмов с трапезной. Нижнее помещение ее использовалось вначале как келарская, а затем для хозяйственных целей.
Особенно интересно в архитектурном соображении большое крыльцо церкви с южной стороны. Оно имеет ярко выраженный светский характер и обладает выразительной формой, которая когда-то дополнялась более живописным абрисом кровли. Крыльцо проектировалось с большой выдумкой. Тщательно вытесыва-
лись кирпичи для криволинейных граненых столбов. В ширинки их пьедесталов вставлялись яркие самоцветы изразцов.
Мастера старались идти в ногу со временем и в каменных перилах верхней площадки над традиционными ширинками поместили детали столичной архитектуры — балясины, рожденные под южным небом Средиземноморья. Мастера каменных дел еще не освоили тектоническую систему «фряжской» архитектуры, однако они с удовольствием применяют понравившиеся детали.
Наличники окон второго этажа церкви уже включают колонки с коринфскими капителями и подобие классического трехчастного антаблемента, над которым совершенно неожиданно вырастает сложное декоративное завершение, получившее позднее образное наименование «петушиных гребешков».
Исторические сведения:
-Храм Св. Иоанна, списателя "Лествицы" находится на северо-восточном углу монастырской ограды.
-Построен в 1710 г. Гороховецким посадским человеком Иваном Андреевым Ширяевым,
-Каменный, крыт железом, имеет одну главу с вызолоченным крестом;
-Снаружи особых украшений не имеет.
Настоятельский корпус (XVIII в.)
С запада к церкви Иоанна Лествичника примыкает двухэтажный настоятельский корпус, построенный, скорее всего, вместе с церковью или чуть позже.
Он имеет характерную для жилого древнерусского зодчества структуру дома «в две связи», т.е. с сенями посередине и жилыми помещениями по сторонам. Снаружи здание имеет довольно скромный вид: по вертикали фасады членятся «лопатками», а по горизонтали оформлены профилированными карнизами и междуэтажными тягами. Внутри здание часто перестраивалось, но большую часть времени на втором этаже была настоятельская келья, соединенная с церковью переходом, а внизу — братская трапезная.
Свято-Георгиевский скит Преподобного Сергия Радонежского
Находится на левом берегу реки Клязьма, 14км к западу от Гороховца.
Четырнадцатый век - время духовного подъема и возрождения всей Руси, время прп.Сергия Радонежского и князя Дмитрия Донского, время освоения русского севера учениками и подвижниками Сергия Радонежского. И Гороховецкой земли коснулось это дуновение духовной силы наших великих святых.
В 1356 году из-за обладания Нижегородским престолом между князьями Борисом и Дмитрием Константиновичами возник конфликт. По просьбе великого московского князя Дмитрия Ивановича (Донского) и по благословению митрополита Алексия в Нижний Новгород поехал игумен Троицкого монастыря преподобный Сергий Радонежский, чтобы мирно уладить дела между братьями. Возвращаясь из Нижнего Новгорода, он обосновал вблизи Гороховца Георгиевский монастырь, который существует и по сей день как Георгиевский скит Свято-Троицкого Никольского мужского монастыря.
Колокольня

Колокольня каменная, стоит отдельно, с северо-западной стороны от Троице-Никольской церкви, основание имеет квадратное, средняя часть восьмигранная, а верхняя имеет конусный вид, с малыми 24 пролетами и главою малого размера; крест железный крашеный; на колокольне имелись больших и малых 9 колоколов, из них самый большой колокол весил 157 пудов 27 фунтов, был отлит в г. Москве иждивением гостиного сотника Петра Иванова Ширяева в 1742 г.
В нижнем этаже колокольни находилась монастырская кладовая, а в среднем этаже была устроена в 1884 г. ризница.
Часовня-киворий над усыпальницей Кожина П.П.

Почти в центре монастыря, близ алтаря Троицкой церкви, находится массивная входная часовня, увенчанная небольшой главкой. Это часовня-киворий над усыпальницей Кожина П.П. Это могильный склеп героя Крымской войны, владимирского губернского предводителя дворянства, тайного советника и кавалера Петра Павловича Кожина – сановника и аристократа, когда-то одного из самых богатых и влиятельных лиц нашего края, благотворителя и мецената, почетного попечителя Владимирской губернской гимназии. Он скончался в сентябре 1890 года в возрасте 61 года и был погребен в специально устроенном склепе в Николаевском монастыре Гороховца, которому много лет оказывал покровительство.
Над склепом Кожина и была возведена часовня, в которой прежде красовался мраморный памятник с надписью «Петру Павловичу Кожину благодарное дворянство Владимирской губернии». В 1930-е годы, после того, как монастырь был закрыт, часовню и склеп разорили в поисках мифических сокровищ.
Имея большие связи в чиновном Петербурге и при царском дворе, тайный советник Кожин почти полтора десятка лет – с 1870-го по 1884 год – занимал пост владимирского губернского предводителя дворянства. Он активно отстаивал интересы Владимирского края, имея право по должности, происхождению и положению при необходимости лично обращаться к самому императору, минуя промежуточные инстанции. И когда интересы дела этого требовали, Петр Павлович такой возможностью пользовался, в том числе на благо владимирского земства, на губернских собраниях которого он председательствовал, а одно время даже возглавлял Владимирскую губернскую земскую управу. Наполовину в шутку, наполовину всерьез Кожина называли вторым губернатором.
Часовня на месте Покровской церкви

Фундаменты Покровской церкви 1698 года хорошо сохранились. Археологические раскопки проводились главным археологом области Виктором Глазовым в конце 1980-х - начале 1990-х гг. На месте Покровской церкви планировалось поставить деревянную церковь села Егорий Гороховецкого района. Церковь была раскатана на бревна и загодя вывезена из обезлюдевшего с.Егорий (за Клязьмой), где она уже валилась от старости. Материал был свален на территории Никольского (впоследствие Троицко-Никольского) монастыря.
Однако церковь собрать так и не смогли. В первую очередь это нужно отнести на трудности с финансированием, неясность статуса территории и будущей постройки, бездарное планирование, равнодушие чиновников от культуры. К музею деревянная церковь прямого отношения не имела, а смотреть за будущим макетом церкови некому - создавать Музей деревянного зодчества, по типу Суздальского, из-за одной постройки смысла нет. Кроме того территория монастыря в советское время использовалась под жильё типа общежития-бараки с минимальными удобствами и печным отоплением.
Естественна судьба бесхозного лесоматериала во дворе такого "жилмассива", старые брёвна активно разворовывались с естественными утратами порядовки и меток для сборки сруба. Скорее всего местные истопники и не догадывались, что за брёвна тут валялись. Через несколько лет собирать уже было нечего, в архивах остались лишь красивые чертежи проекта сборки/реставрации. Строить же новодел-имитацию для светских властей противоестественно. Мало того, кирпичный верх фундаментов местные умельцы тоже "подчистили" вровень с уровнем земли на материал для хозяйства, и теперь уже ничто не напоминает о бывшей Покровской церкви, кроме деревянной часовни-памятника.
Подлинная несчастная история деревянной церкви села Егорий и Покровской церкви Никольского монастыря уже никогда не увидит свет ни в одном официальном документе. Но из памяти ещё живых очевидцев стереть это невозможно.